|
Веретенников: звёзды – в "Барсе". У нас таких нет.
|
Веретенников: звёзды – в "Барсе". У нас таких нет. |
|
Ведущий рубрики "Беседка" ненадолго отвлёк бомбардира № 1 российских чемпионатов от учебников и конспектов и расспросил начинающего тренера Веретенникова об учёбе в ВШТ, "Роторе" и не только.
Олег не играл в столицах, если не считать недолгой службы в ЦСКА. Его игнорировали тренеры сборной – возможно, как раз таки ввиду немосковской прописки. А свой след в футболе он всё равно оставил. И след отчётливый, глубокий, многим на зависть. Его визитная карточка – голы. Много голов. Теперь столько не забивают. 207 мячей Веретенников провёл на высшем уровне, из них 143 – в чемпионате страны. Ровни ему по обоим показателям в России нет.
Он был культовой фигурой для болельщиков "Ротора", настоящим народным любимцем. А теперь в этой же команде осваивает тренерское ремесло. И оно ему, чувствуется, по нраву.
"Это же не долго? – с надеждой в голосе уточняет мой знаменитый тёзка. – А то у нас экзамены на носу. Учебники, конспекты – сами понимаете…". У нас – это в Высшей школе тренеров. Честно обещаю быть лаконичным. И… обещания не выполняю. Впрочем, Олег Александрович больше про время не напоминает – видно, предложенная тема его и самого помаленьку увлекает. Их группа только вернулась со стажировки в Испании – с пиренейских свежестей мы и начинаем разговор.
"ЭСПАНЬОЛ" ПОД МИКРОСКОПОМ
— Ну, рассказывайте, Олег, что интересного повидали в Каталонии, что нового узнали?
— Впечатлений уйма, всего так сразу и не перескажешь. Были в Барселоне. Смотрели, как работает "Эспаньол" – наблюдали тренировочный процесс, посетили его игру со "Спортингом" из Хихона. Кроме того, побывали на двух матчах "Барсы" – против "Рубина" в Лиге чемпионов и "Реал Сосьедада". Программа вышла очень насыщенной. Спасибо организаторам.
— Долго на Пиренеях гостили?
— 10 дней. Добирались, правда, туда с приключениями. Из-за забастовки испанских авиадиспетчеров часов семь просидели в Цюрихе на пересадке. Но это был единственный неприятный эпизод за всю поездку. Больше никаких накладок не возникало. Домой вернулись вовремя и, главное, с обильной пищей для размышлений.
— Можно чуть подробнее?
— "Эспаньол" разглядели буквально снизу доверху – начиная с детских команд и заканчивая основой. Тренировки, игры – всё смотрели, анализировали. С базы клуба только на обед в гостиницу отлучались, а так почти целый день там проводили. Жаль, что не удалось пообщаться с главным тренером клуба – в процессе подготовки к матчу он закрыл занятия команды от посторонних глаз. Но кое-что мы всё-таки подсмотрели. Из-за забора (улыбается).
— Что-то принципиально новое для себя открыли?
— Существенных отличий не заметил. Упор на технику. Скрупулёзно отрабатываются командные взаимодействия в атаке. Это, в общем-то, и не новость. Схожих принципов придерживается сборная Испании – только у неё для их реализации выбор футболистов шире.
ЗЕМЛЯ И НЕБО
— Как вам понравился "Рубин" на "Камп Ноу"?
— Честно? Не очень. Может быть, просто места у нас были не совсем удачные… А если серьёзно, мне показалось, что против полудублирующего состава "Барселоны" казанцы могли бы сыграть как-то иначе. Тот же Месси вышел на поле только за 25 минут до конца матча… Зато игра "Барсы" с "Реал Сосьедадом" — это было что-то невероятное! Вся основа Гвардиолы на поле, 75 тысяч зрителей – на трибунах. Что они делали с шестой командой чемпионата Испании…
— Разрывали?
— Именно! 5:0 при массе неиспользованных моментов. Если против "Рубина" каталонцы 74 процента игрового времени владели мячом, то в игре с басками преимущество хозяев доходило до фантастических показателей – 90:10, в лучшем для гостей случае – 85:15!
КРУГОМ ГОЛОВА
— Это, как я понимаю, самая увлекательная часть обучения в тренерской школе. Есть и более рутинные вещи.
— Есть. Сейчас вот усиленно вспоминаем всё то, что когда-то изучали в институтах. Физиология, анатомия… Много полезной информации. Иногда даже очень много. Голова кругом идёт. Но надо – значит надо.
— Над методической литературой корпите?
— Постоянно. Вы меня, можно сказать, от учебника оторвали (смеётся). Готовимся к экзаменам. Испытываем лёгкий мандраж. А может быть, даже и не лёгкий…
— Известных людей на потоке хватает?
— Да, ребята бывалые – в высшей лиге поиграли, в первой. Точилин, Скоков, Аюпов, Косолапов, Дроздов, Куприянов, Аверьянов – это только те люди, которые были на слуху. Всех перечислять не возьмусь, а то кого-то забуду – обидятся. Футбольная группа, если в целом. Во время игровых тренировок никто из общей группы не выпадал.
— Человеку, более 20 лет отыгравшему на профессиональном уровне, без академических знаний действительно никуда?
— Я думаю, что да. Такой базис тренеру необходим. Что-то мы, конечно, проходили в школах-институтах. Но здесь все более внимательно, ответственно относятся к тому материалу, который предлагают преподаватели. Всё серьёзно.
— А вот Франц Беккенбауэр и Йохан Кройфф выигрывали чемпионат мира и Лигу чемпионов без тренерского образования…
— Мне кажется, что это всё-таки исключения из правил. В той же Испании сегодня тебе даже детей тренировать без лицензии не позволят. Нужна как минимум региональная категория – по-нашему это категория С. Они к этому пришли, и я считаю такой подход правильным. Обучать малышей должны профессионалы, обладающие определённой базой знаний.
ЧУТЬ-ЧУТЬ ДО 40 НЕДОИГРАЛ
— Вы сейчас на какую категорию учитесь?
— Если повезёт и сдам экзамены, получу категорию В.
— Чтобы было понятно – она даёт право на работу где?
— Во втором дивизионе – главным тренером, в первом и, кажется, высшем, – ассистентом.
— Что сложнее – самому играть или других тренировать?
— Пока мне сложно определить. Тяжело переваривать тот объём информации, который мы получаем в ВШТ. Тут совершенно другое восприятие футбола формируется. Не знаю, как для других, а для меня это большая школа. Через это нужно пройти.
— Год на тренерской скамейке "Ротора" изменил ваши представления об этом ремесле?
— Полностью перевернул.
— В чём конкретно?
— Во всём. Абсолютно во всём.
— По итогам 2009 года вы удостоились звания лучшего футболиста южной зоны второй лиги. Так, может быть, имело смысл ещё немного поиграть и дотянуть до круглой цифры 40?
— Ну, я не дотянул буквально три месяца. Закончил играть и не жалею. Практически весь второй круг провёл на уколах. Тяжело было.
— Физически?
— Травма не давала покоя. Колено по два-три раза за игру "вылетало". Можно было сделать операцию и ещё какое-то время поиграть. Но я решил, что хватит. Тем более что этот последний год в "Волгограде" я фактически выполнял функции играющего тренера, поэтому переход из одного состояния в другое мне большого труда не составил. Я уже был к нему морально готов.
НАСЛЕДНИК
— Признаться, я с удивлением обнаружил в архиве знаменательный для семьи Веретенниковых факт: оказывается, вы дважды участвовали в официальных матчах вместе с сыном.
— Правильнее будет всё-таки сказать – однажды. Первый раз Паша меня заменил, а в заключительной игре 2009 года мы и вправду немного поиграли вместе. Недолго, минут 20. Конечно, мне было приятно. Наверное, это было сделано в большей степени для меня, чем для сына.
А для него это был большой аванс – со стороны нашего тренера Бурлаченко Валерия Ивановича.
— Могучий удар с левой ноги Веретенникову-младшему передался по наследству?
— Нет, он правша. Хотя удар достаточно хороший.
— Последний год Павел где-то играл?
— Да, в Волжском. В первый состав "Ротора" он не проходил – вот его и отдали на сезон в аренду местной "Энергии". Это та же зона второй лиги. Правда, ситуация там была не из лучших. Команда не провела даже минимальной предсезонной подготовки, в промежутках между турами не тренировалась. Сын практически не играл.
— Что дальше?
— Он принадлежит "Ротору". Наверное, будет рассматриваться как один из кандидатов на выступление в Волгограде в следующем сезоне. Проблема в том, что я и сам не знаю, что нас ждёт завтра. Сейчас будущее туманно – и моё собственное, и сына.
— Альтернативы тренерской профессии вы не видели?
— Нет. Я завершил карьеру и через два месяца уже был в Москве, на обучении в ВШТ. Решение принял ещё в процессе сезона. Вопрос стоял так: либо ещё поиграть, либо начинать тренировать. Третьего не было дано.
— Вас вдохновляет чей-либо тренерский пример?
— Уместнее говорить о каком-то собирательном образе. У каждого тренера я старался брать только лучшее. Всё-таки в моей жизни было достаточно много специалистов. Есть что вспомнить и применить на практике.
РЕКОРДСМЕН И ПРЕТЕНДЕНТЫ
— Играя в футбол, вы себя ощущали звездой?
— Нет.
— А кто-то из современных российских футболистов этому пафосному званию соответствует?
— Если брать по меркам Европы и мира, то, наверное, никто. Не забывайте, что я несколько дней назад смотрел, как играет "Барселона", и до сих пор нахожусь под впечатлением от увиденного. Вот там – звёзды. Невероятные футболисты…
— А ваши собственные бомбардирские рекорды кто-нибудь когда-нибудь побьёт?
— Думаю, что это совсем скоро произойдёт. У Кержакова и Павлюченко есть для этого всё необходимое. Насколько я помню, им немного осталось: Сашке – мячей 30 или 40, Роме – чуть больше. Это, наверное, вопрос времени. Рекорды для того и существуют, чтобы их обновлять.
НА ТРИБУНАХ СТАНОВИТСЯ ТИШЕ…
— Я недавно беседовал с Андреем Канчельскисом. Так вот он, проведя всего один год во второй лиге, пришёл в ужас: как, дескать, всё запущено. В зоне "юг" не так?
— Не сказал бы. Там тоже существуют довольно большие проблемы с инфраструктурой. Не ужас, возможно, но близко к этому. Состояние стадионов и гостиниц в общей массе неважное. Меня больше напрягали автобусные переезды по 15-18 часов. В моём возрасте такие путешествия тяжеловато даются. А так-то человек ко всему привыкает – и к хорошему, и к плохому.
— Ещё лет 10-15 назад центральный стадион Волгограда ломился от наплыва народа. Сейчас не так?
— Вы знаете, у нас и в начале этого сезона по 12-15 тысяч человек на матчах собиралось. Если бы чаще выигрывали, средняя посещаемость была бы на хорошем уровне. К сожалению, мы неудачно провели сезон, и это не могло не сказаться на активности зрителей. Всё-таки в Волгограде болельщик достаточно избалован – он многое видел.
— "Манчестер Юнайтед", "Лацио"…
— И не только. Мы же не просто так в Кубке УЕФА несколько лет играли – медали чемпионата России выигрывали. Серебро, бронзу…
Футбол в Волгограде любят до сих пор. Просто те люди, которые раньше посещали все игры, теперь говорят: нам не интересно ходить на первую лигу, не говоря уже о второй. Хотя за родную команду они по-прежнему переживают – при встрече всегда расспрашивают, как дела, желают удачи.
ПЕРВЫЙ БЛИН В ПЕРВОЙ ЛИГЕ
— Перед началом сезона-2010 в городе звучали бодрые прогнозы относительно дебюта "Ротора" в первом российском дивизионе – а он взял и вылетел. Как же так?
— Я думаю, что мы должны поблагодарить губернатора и попечительский совет за то, что они решили возродить клуб и выделили средства для выступления в первой лиге. Хотя они могли этого и не делать. Правда, палка оказалась о двух концах. Большая проблема заключалась в руководстве "Ротора". Не подумайте, что кто-то с себя снимает ответственность за результат. Нет. Мы все виноваты. Но очень уж серьёзные ошибки были допущены перед началом первенства в селекции. Брали в основном бесплатных футболистов, а тех ребят, которых хотел взять тренерский штаб, нам пригласить не дали. Во втором круге другие проблемы начались – травмы косяком пошли.
— Тёмные закулисные силы не отравляли "Ротору" жизнь?
— Да нет, в общем-то. Я же говорю: в основном проблемы носили организационный характер. Не получилось тесного общения с президентом, с генеральным директором клуба. Поэтому, наверное, всё так печально и закончилось. Хотя вину за произошедшее мы все должны разделить поровну – и футболисты, и руководители, и тренеры.
— А если более широко посмотреть на вещи, в чём главная проблема волгоградского клуба? Отчего он уже шесть лет болтается по низшим лигам?
— Наверное, причина номер один – это чехарда тренеров. В этом году снова наступили на те же самые грабли. Ну почему было не дать Файзулину доработать сезон до конца, а уже потом спросить за результат? Нет, убрали посреди первенства. Стоило команде неудачно стартовать, и все шишки сразу посыпались на тренера и спортивного директора Рохуса Шоха. Якобы это они собрали команду – они же, получается, во всём и виноваты. При этом никого не интересовало, в каких условиях эта команда комплектовалась. У тренерского штаба не было ни времени, ни финансов, чтобы провести нормальную селекцию. Несмотря на это, в июне Файзулина сняли. На мой взгляд, ошибочно.
НАЧАЛЬНИК НЕ ВСЕГДА ПРАВ
— А насколько плотно городские и областные власти занимались проблемами "Ротора" в предыдущие годы?
— "Ротор" являлся частной структурой – соответствующим было и отношение к нему властей. Какие-то средства выделялись, но их было явно недостаточно для решения серьёзных задач. Да и Горюнов, бывший президент "Ротора", человек со своеобразным характером… Он решал какие-то свои задачи, Михеев, занявший этот пост позднее, – свои. Результатом их деятельности стало снятие клуба с нелюбительских соревнований летом 2009 года. Спасибо нашему губернатору Бровко – за возрождение самого бренда "Ротор". Ведь команда уже докатилась до первенства области. Да, не всё у нас получилось в первой лиге, но это тоже какой-никакой опыт. Главное, что "Ротор" удалось сохранить для города.
— Если я не ошибаюсь, у вас с Горюновым отношения в последние годы испортились?
— Не то чтобы испортились… В 2007 году он меня просто-напросто выкинул из команды. Какие-то непонятные вещи стал говорить: пора, мол, тебе, Олег, заканчивать. Короче говоря, нехорошая была история – нет никакого желания её вспоминать.
— И всё-таки, чем же вы ему не угодили?
— Вы понимаете, он привык всё решать по-своему. Люди с собственным взглядом на вещи около него никогда долго не задерживались. С Горюновым очень сложно работать. Кто готов был прогибаться, тот работал. Остальные уходили.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО
— Последние годы игровой карьеры вы выступали или в Волгограде, или в Казахстане. Чем вас эта страна так прельстила?
— Так получилось. Два раза отыграл по одному кругу чемпионата, а в 2008 году провёл целый сезон. Не знаю, может быть, хорошее впечатление там произвёл, раз приглашали в Казахстан снова и снова. Прежде чем принять последнее предложение, от "Астаны", долго размышлял. Всё-таки далеко, опять без семьи… Тяжёлое было решение. Но я его принял. Наверное, потому что очень люблю футбол и очень хотел играть.
— Вас там не обманули?
— Ну как… Деньги, заработанные в Астане, я получил только через год. И не все.
— Вы ведь разминулись в Казахстане с Тихоновым и Титовым?
— Да. Зато в одной команде со мной играл Володька Бесчастных. Ему, кстати, тоже выплатили жалованье не полностью, только часть.
— Он мне рассказывал: клуб признали банкротом, пришлось обращаться в суд…
— Так всё и было. Я сбился со счёта, сколько факсов и писем за это время отправил. Такая волокита была… Мы уже и в ФИФА с УЕФА жаловаться собирались. Месяцев через 10-12 нам часть денег вернули. Всё же лучше, чем ничего.
ОТ ДОБРА ДОБРО НЕ ИЩУТ
— Изучая ваш послужной список, я заметил, что после первого, самого яркого, волгоградского периода вы играли исключительно за "небольшие" команды…
— Если вы хотите знать, жалею ли я о чём-то, так я отвечу: ни о чём не жалею. Может быть, эти клубы и были достаточно скромны, я всем доволен. Получил громадный опыт в Бельгии, в Греции. Много повидал и узнал. И потом не забывайте: я же не мальчишкой уходил из "Ротора". Мне, на минуточку, уже "тридцатник" был.
— А то, что лучший российский бомбардир так и не поиграл в так называемом большом клубе – это не парадокс?
— А многие ли у нас в то время в больших клубах играли?
— Тогда большой клуб один был…
— "Спартак"? Меня приглашали туда два раза. Я не пошёл. Хотя, наверное, если бы согласился, то смог бы осуществить свою мечту – выступить на чемпионате мира или Европы. Да, видно, не судьба.
— Отказывались из принципиальных соображений?
— А зачем уходить оттуда, где тебе хорошо? У меня были великолепные партнёры в "Роторе", друзья. Нравился город, климат. Всё нравилось! А волгоградских болельщиков я до сих пор считаю лучшими в стране, и никто меня в этом не разубедит. Они в этом году за командой во Владивосток поехали. Вы представляете себе – 300 человек?! Это о чём-то да говорит, правильно? Разве они не лучшие? Да просто красавцы!
— Я понял: вы не из тех, кто от добра добро ищет.
— Я очень хотел стать чемпионом, и именно с "Ротором", поэтому никуда не дёргался. А ушёл, когда почувствовал, что команда перестала прогрессировать, начался регресс. Я поговорил с Горюновым и понял: ничего хорошего у нас больше не получится.
В ШАГЕ ОТ ЗОЛОТА
— Вас только тандем Игнатьев – Сёмин видел в составе национальной сборной?
— Ещё Романцев приглашал. Правда, на поле у него я, по-моему, ни разу не вышел.
— Столичные тренеры предвзято относились к игрокам с периферии?
— Скажу менее категорично: у них был свой костяк – вокруг него они и строили сборную. Тот же Романцев в основном опирался на спартаковцев либо людей, которые через этот клуб прошли.
— Национальная команда – это единственное большое огорчение за карьеру?
— Можно сказать и так. Когда я приезжал в Бельгию, в Грецию, меня спрашивали: слушай, если у тебя столько голов, то почему ты за сборную не играешь? Они этого не понимали. А я не знал, что ответить. Мне кажется, что в любой стране мира лучшим бомбардирам национальной лиги дают в сборной не один шанс из десяти, а всё-таки больше. У нас было иначе.
— Ваш "Ротор" дважды останавливался буквально в шаге от золотых медалей чемпионата. Реально было подвинуть "Спартак"?
— Реально, причём и в 1996, и в 1997 году. Особенно обидно было упустить первое место во втором случае. Нас просто не пустили на него. В том числе при помощи предвзятого судейства. Сами тоже виноваты, не без того. Не надо было доводить дело до последнего тура. Ведь были же шансы стать чемпионами досрочно. Мы их не использовали, а потом проиграли дома "Спартаку". Это был фактически "золотой" матч…
ВЕРЕТЕННИКОВ ОНЛАЙН
— Я обнаружил в Интернете фан-сайт Олега Веретенникова. Знаете его создателей?
— Нет. Я и сам его случайно нашёл. Теперь иногда заглядываю туда. А кто его администрирует, даже не знаю…
— Но такое внимание приятно?
— Приятно. Как и любому нормальному человеку.
— В Сети хорошо ориентируетесь?
— Не фанат, но пользуюсь. Мне это знакомо.
— А как часто вам приходилось использовать свою популярность в личных целях?
— Нечасто. Гаишники иногда узнают и не выписывают штраф за превышение скорости. Но не все. Те, что помоложе, уже и не помнят славных времён волгоградского футбола (улыбается). Эти штрафуют.
— Так вы, Олег Александрович, – лихач?
— Ну, за городом, на пустой дороге могу немного ускориться – если на рыбалку еду или ещё куда. Тут-то обычно из кустов и выскакивает человек с полосатой палочкой…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сайт ФК "РОТОР" Волгоград
|
Football club ROTOR Volgograd site
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|